Использованы материалы:
Об отдельных аспектах введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных организаций Иркутской области. Методические рекомендации (в вопросах и ответах). г. Иркутск, 2016
Вопрос: Кто относится к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья3 - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Далее по тексту: обучающийся с ОВЗ
Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию детей и подростков, а также лиц, достигших 18 лет и старше, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это явление характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим или регрессивным. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей-инвалидов с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы и (или других) жизненно важных органов и систем организма. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до 6 детей, нуждающихся в разработанной применительно к их возможностям специальной индивидуальной программе развития.
Статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» ребенок получает после прохождения обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» проводятся обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Заключение комиссии действительно для представления его родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ в указанные органы, образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.
В настоящее время в Иркутской области действует Центральная ПМПК на базе Государственного автономного учреждения Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (664022, г. Иркутск, ул. Пискунова, д. 42, конт. тел. (8-3952) 700-940) и ряд территориальных ПМПК, в т.ч. в городах: Иркутск, Саянск и пр.
Вопрос: Кто относится к детям-инвалидам?
Ответ: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 1. дает определение понятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности:
- «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
- «Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. Однако же понятие «инвалид» — это медико-социальный термин, он выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» более широкое и общее, и включает в себя не только людей, имеющих инвалидность, но и лиц, имеющих психофизические нарушения, не ограничивающие их жизнедеятельности.
Таким образом, применительно к общеобразовательной организации ребенок-инвалид, прошедший обследование на ПМПК будет являться обучающимся с ОВЗ, имеющим инвалидность. В случае, если ребенок-инвалид не был обследован на ПМПК, он не является обучающимся с ОВЗ, но рекомендации в части получения им образования, перечисленные в ИПР (ИПРА), должны быть отражены в образовательных программах, по которым он обучается.
Вопрос: На какие основные группы делятся обучающиеся с ОВЗ в системе общего образования?
Ответ: В соответствии с рядом статей Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в системе образования выделяют восемь основным групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
• обучающиеся с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);
• обучающиеся с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие);
• обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;
• обучающиесяс умственной отсталостью;
• обучающиеся с задержкой психического развития;
• обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
• обучающиеся со сложными дефектами.
Вопрос: Является ли специальная (коррекционная) школа общеобразовательной организацией?
Ответ: Да. На основании ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» специальная (коррекционная) школа считается общеобразовательной организацией, т.к.: «общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования»
Вопрос: Чем определяется содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Ответ: на основании ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ряда нормативных документов по вопросам социальной защиты инвалидовсодержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Вопрос: Может ли быть оставлен на повторное обучение в классе обучающийся с ОВЗ? Сколько раз можно оставить обучающегося с ОВЗ на повторное обучение?
Ответ: В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается следующая норма. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. 10
Следует отметить, что ребенок с ОВЗ, уже обучавшийся по адаптированной основной общеобразовательной программе ранее, но не освоивший её и имеющий неликвидированную академическую задолженность, может быть направлен повторно на обследование ПМПК с целью получения рекомендаций по определению формы получения образования, виду или варианту АООП, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования и пр. На основании заключения ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося с ОВЗ на обучение по другому варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.
Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР не оставляются на повторное обучение в одном и том же классе.
Вопрос: Каким нормативным документом регламентируется временной режим пребывания обучающегося с ОВЗ в образовательной организации?
Ответ: Основным нормативным документом, устанавливающим с 01.09.2016 г. временной режим образования обучающихся с ОВЗ (учебный год, учебная неделя, учебный день), является СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26. В соответствии с п. 1.1 данные санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
Продолжительность учебного дня для конкретного обучающегося с ОВЗ устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи и др.). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков и занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
В соответствии с п. 8.2: «Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов».
Обучение в первом (первом подготовительном) классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 мин. каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока до 35 мин. каждый; в январе-мае – по 4 урока до 40 мин. каждый. Также обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. 12
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся первых классов – не должен превышать 4 урока и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11(12) классов – не более 7 уроков.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. В учебном году выделяют учебное и каникулярное время. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы, сроки начала и окончания которых определяются образовательной организацией самостоятельно. Продолжительность учебного времени прописывается в Уставе образовательной организации. Обычно в 1-х классах учебное время составляет 33 недели, во 2—11(12)-х классах — 34 недели.