Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Специальная (коррекционная) ШКОЛА №10 г. Иркутска
Год основания1916 годЯзыки образованияРусский

Областной семинар для социальных педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на тему: «Защита детства: направления медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

27 февраля 2015 года в ГОКУ СКШ № 10 г. Иркутска проходил семинар для социальных педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ Иркутской области. Инициаторами проведения данного семинара выступили методист школы Рудых Елена Александровна и социальный педагог Журавлева Ольга Ильинична. В работе семинара приняли участие 20 педагогов из ОУ Иркутской области: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя логопеды. Также в семинаре приняли участие представители различных медицинских, общественных, социальных организаций.  Всего участников семинара – 30 человек.

Цель семинара:

  • повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства социальных педагогов.

Задачи:

  • обмен информацией и обеспечение социальных педагогов необходимыми информационными материалами;
  • отбор содержания, выбор оптимальных методов, средств, форм работы социальных педагогов;
  • выявление, обобщение и распространение передового актуального опыта работы  социальных педагогов.

В начале семинара были рассмотрены вопросы, связанные с современной политикой государства РФ и политикой Иркутской области в области защиты детей с ОВЗ,   по оказанию медицинской помощи данной категории детей, основные направления психолого-педагогического сопровождения и инновационные технологии.

Врач высшей категории, заведующая физиотерапевтическим отделением Клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, к.м.н. Власенко Анастасия Вячеславовна выступила с докладом на тему: «Высокие технологии в реабилитации детей с ДЦП». Докладчик освятила вопросы, связанные с достижениями медицинской науки в абилитации и реабилитации ДЦП на всех этапах онтогенеза. Были продемонстрированы технологии реабилитации детей с ДЦП в Иркутской области. В клинике ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» реабилитацией детей с двигательными нарушениями занимаются уже более 20 лет, а в последние три года особое внимание уделяется оказанию высокотехнологичной медицинской помощи детям со спастическими формами ДЦП с использованием аппаратов для роботизированной биомеханики (система KOBS с биологической обратной связью) и активной и пассивной механотерапии (MOTOmed gracile). На базе системы KOBS реализована технология оценки функций равновесия, координации движений пациента и коррекция выявленных нарушений.  

Врач-невролог высшей категории Клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, к.м.н. Белогорова Татьяна Альбертовна представила слушателям доклад на тему: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д. В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребёнком и его родителями, помогает ребёнку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Заведующая кабинетом медицинской психологии Клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, к.б.н. Прохорова Жанна Владимировна продемонстрировала опыт психологической реабилитации у детей с расстройствами аутического спектра. Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только частотой встречаемости данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Всё более очевидной становится целесообразность разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребёнка с аутизмом, так и его семьи. Межфункциональное взаимодействие институтов социальной работы, медицины и образования обусловлено интеграцией решаемых задач ради достижения главной цели – способствовать нормальной жизнедеятельности детей, страдающих аутизмом, оптимизировать удовлетворение их потребностей, максимально включить их в социум. Систематическая и комплексная работа с данной категорией детей включает в себя адекватную социально-психолого-педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями, оказание им психологической поддержки, что однозначно способствует адаптации детей в обществе, позволяет им обучаться в школе.

Заместитель директора по медико-социальной работе ОГБУ СО «Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ» Тимофеева Ольга Петровна выступила с докладом на тему: «Инновационные формы и методы реабилитации детей». Ольга Петровна рассказала слушателям о правилах приема в реабилитационный центр, продемонстрировала опыт реабилитации детей с ОВЗ в Иркутске и Иркутской области. Целью деятельности учреждения является проведение для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья мероприятий по медико-социальной, психолого-социальной, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, восстановление социального статуса ребенка-инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Заместитель директора ОГКУ «Ресурсно-методического центра физической культуры и спорта Иркутской области» Кривошеева Наталья Сергеевна представила доклад: «Перспективы развития профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры». Перспективы развития профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры обусловлены ростом количества инвалидов в России и в мире. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Областью профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре является приобщение лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик. Адаптивный спорт направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Председатель ИРООРДИ «Солнечный круг» Рыкова Александра Александровна выступила с докладом «Роль общественных организаций в работе с детьми с ОВЗ и семьями, их воспитывающих». Докладчик представила опыт общественной организации «Солнечный круг». Акцентировала внимание на том, что семьям, воспитывающим детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей с ОВЗ и взрослых членов таких семей, то есть требуется социальная поддержка государства и общества. Общественные организации, обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ и их семей, призваны создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.

Директор Автономной некоммерческой организации Адаптационного центра «Надежда» с. Хомутово Кашпирова Ольга Анатольевна продемонстрировала опыт работы с детьми с ОВЗ в сельской местности на примере центра «Надежда». Докладчик рассказала о деятельности своего центра, пояснила, что в центре работают с детьми, имеющими сложные сочетанные дефекты. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым центром в работе с детьми, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивается психологическая поддержка и членов его семьи. На занятиях дети приобретают опыт социализации, адаптируются в обществе сверстников, пробуют определить собственное место и роль в окружающем мире. Снова касаясь темы создания ситуации успеха для детей данной категории, следует подчеркнуть острую необходимость предоставления им возможности демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей. Для этого проводятся праздники, творческие конкурсы, фестивали.

Главный врач ОГБУЗ «Детской городской поликлиники № 3» г. Иркутска Дядькина Елена Евгеньевна предложила вниманию слушателей семинара доклад на тему: «Медицинское сопровождение детей с ОВЗ». Докладчик обозначила проблему, что развитие ребенка, имеющего патогенез, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.). Высказала мнение, что одной из ведущих современных тенденций в России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Капитан юстиции, следователь отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Галкина Елена Николаевна представила доклад на тему: «Конституционные права детей с ОВЗ». Докладчик еще раз напомнила о главных правах всех граждан РФ и особое внимание уделила праву на образование: реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одна из важнейших задач государственной политики – это создание комфортных условий для детей с ОВЗ.

 

Также в работе семинара к вниманию слушателей были представлены практические примеры из опыта работы социальных педагогов и педагогов-психологов специальных (коррекционных) школ:

  1. Таюрский Станислав Владимирович, социальный педагог ГОБУ СКШ № 9 г. Иркутска. Тема: «Если ты потерялся?» (фрагмент занятия из опыта работы).
  2. Токаревский Виктор Николаевич, педагог-психолог ГОКУ «Школы-интерната № 8» г. Иркутска. Тема: «Формирование социальной активности, как условие успешности в будущем».
  3. Корженевская Елена Александровна, педагог-психолог ОГСКОУ СКОШ № 7 г. Иркутска. Тема: « Диагностика профессиональных интересов и организация профессиональных мероприятий в системе инклюзивного образования через программу «Я и мой выбор».
  4. Хажеева Дарья Аркадьевна, социальный педагог ГОКУ «Школы-интерната № 8» г. Иркутска. Тема: «Профессионально-образовательный маршрут выпускника с интеллектуальными нарушениями».

            В конце семинара был сделан вывод, что целью медико-психолого-педагогического сопровождения в специальной (коррекционной) школе является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

            Семинар прошел на высоком организационном уровне. Все участники семинара получили сертификаты, докладчики – благодарности от Министерства образования Иркутской области.

В течение семинара была проведено анкетирование участников. Результаты  оценок и отзывов представлены по данной ссылке: «Результаты анкетирования». Участники отметили необходимость проведения ежегодных семинаров.  Участники  семинара  поблагодарили  педагогический  коллектив  школы  и  сказали: «Спасибо за теплый дом».



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей