Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
"СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 10 г. иркутска"
Год основания1916 годЯзыки образованияРусский

Аннотация рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

2017-2018 учебный год

         В организации образовательного процесса учреждение руководствуется: 

  1. 1. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 19 декабря 2014 года,

  2. 2. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приказ № 1598 от 19 декабря 2014 года,

  3. 3. Примерной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 7.2.),

  4. 4. Примерной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1.),

  5. 5. Примерной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.2.), 

  6. 6. Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 класс под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации изд-во «Владос» 2013 г,

  7. 7. Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации сб.1 и сб.2 из-дво «Владос» 2012 г). 

     Учебные программы определяют содержание образовательной деятельности по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) и УО (ИН), уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня образовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.

        Рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются на основании локального документа образовательной организации «Положение о рабочего педагога». Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа).

        Каждая рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебно-методического обеспечения.

В 2017-2018 учебном году образовательный процесс реализуется на основании следующих адаптированных рабочих программ по дисциплинам:

 

Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе

Программа АООП ОВЗ (ЗПР)

Русский язык

2

В начальном обучении предмет  «Русский язык» занимает  ведущее место, так как направлен на формирование функциональной  грамотности  и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку  успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Структура предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет  собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития  учащихся.  Специфика  начального  курса  русского  языка  заключается  в  его  тесной  взаимосвязи  со  всеми  учебными  предметами,

особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический предмет русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между  собой  и  являющихся  основой  для  интеллектуального  и  коммуникативного  развития  детей.  Таким  образом,  курс  имеет  познавательно -коммуникативную  направленность,  что  предполагает  коммуникативную  мотивацию  при  рассмотрении  различных  разделов  и  тем  курса, пристальное  внимание  к  значению  всех  языковых  единиц,  к  их  функции  в  речи.  При  обучении  русскому  языку  (после  обучения  грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи,  формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для

практики общения младших школьников,  овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Орфографические  и  пунктуационные  правила  рассматриваются  в  системе  изучения  фонетики,  морфологии,  морфемики,  синтаксиса.

Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие  мелкой  моторики  и  свободы  движения  руки,  от работка  правильного  начертания  букв,  рациональных  соединений,  достижение ритмичности,  плавности  письма  являются  задачами  совершенствования  графического  навыка  при  соблюдении  гигиенических  требований  к данному виду учебной  работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью  –  применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и  представления их в системе от простого к

сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Материал предмета  «Русский язык» представлен в примерной  программе следующими содержательными линиями:

система  языка  (основы  лингвистических  знаний):  фонетика,  графика,  состав  слова  (морфемика),  грамматика  (морфология  и синтаксис);орфография и пунктуация; развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение  орфографических  и  пунктуационных  правил,  а  также  развитие  устной  и  письменной  речи  учащихся  служит  решению практических задач общения и формирует навыки,  определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе  специально выделен раздел  «Виды речевой  деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

 

Литературное чтение

2

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

        Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.  

        Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произ-ведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нрав-ственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

 

 

Математика

2

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

 

Математика и конструирование

2

Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и трудовое обучение, которое не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер, а поэтому обоснования и объяснения выполняемых действий часто отсутствуют.

Объединение этих предметов в один позволяет использовать положительные стороны каждого их них, снизить указанные отрицательные моменты, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся: целесообразно отобранный и выстроенный математический материал (особенно его геометрическая составляющая) не только имеет определенную собственную ценность, но и выступает в ней качестве опорной базы (на ней специальным образом строится практическая деятельность учащихся, в процессе которой обращается особое внимание на использование математических знаний для освоения способов моделирования и конструирования различных объектов).

Математическая часть курса условно может быть разделена на два блока: арифметический, который полностью соответствует уже упомянутой программе, и геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.

Именно в соответствии с принятой в курсе структурой геометрического материала выстраивается система учебных заданий практического и конструкторского характера: сначала изготавливаются и преобразовываются объекты из линейных элементов, затем – объекты из плоскостных фигур (это аппликации отдельных объектов и их композиции, модель часов и др.), а после этого при изучении многогранников и объемных тел осуществляется изготовление моделей уже объемных объектов (платяного шкафа, гаража, карандашницы цилиндрической формы, асфальтового катка и др.).

Из сказанного следует, что организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изученного (или изучаемого ) геометрического материала является одной из ведущих линий в методике обучения по курсу «Математика и конструирование», которая включает в себя следующие основные этапы реализации:

- изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;

- работа с изготовленной моделью (или чертежом): выполнение совокупности специально разработанных практических заданий с целью наиболее полного выявления основных свойств данной фигуры и обобщения полученных результатов, а также развития конструкторского мышления и конструкторских умений (деление фигуры на части, составление фигур разной формы из одних и тех же частей, преобразование фигур по заданным условиям и др.);

- фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим и практическим;

- использование моделей и ее свойств для выполнения следующих заданий, в которых исследуемая модель включается уже как составная часть более сложной фигуры, объекта, чертежа;

- изготовление по технологической карте, рисунку, чертежу различных объектов, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.

Конструирование включает в себя такой прием, как моделирование в самом непосредственном значении этого слова, т.е. изготовление моделей различного уровня сложности.

Основная модель может быть изготовлена по названию объекта, по его описанию, по рисунку, по чертежу и др. Следует заметить, что изготовление моделей, предусмотренных в курсе, не сводится к простому копированию наглядного или графического изображения, а имеет свой смысл и целесообразность, так как даже процесс изготовления той или иной модели приводит учащихся к пониманию и обоснованию нужной последовательности этапов в ее изготовлении, каждый из которых раскрывает или иллюстрирует одно или одновременно несколько свойств этой модели, показывает ценность приема моделирования для изучения окружающего мира и для практической деятельности людей.

Кроме того, при создании моделей учащимся нередко самим приходится определять вид модели, т. е. устанавливать, будет ли она линейной (контурной) или плоскостной; объемной или плоскостной; объемной и каркасной.

В процессе изготовления многих моделей учащиеся изучают представленный рисунок, технологическую карту, чертеж, соотносят детали чертежа со структурными частями модели, определяют недостающие на чертеже размеры, переносят чертеж на тот материал, из которого будет изготавливаться модель, составляют план работы, последовательное выполнение которого должно привести к требуемому или предполагаемому результату.

 

Окружающий мир

2

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

Технология

2

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

 

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

        Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не сносит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.

 

Изобразительное искусство

2

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.Направленность на деятельностный и проблемный  подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство,изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-  изобразительнаяхудожественнаядеятельность;

-  декоративнаяхудожественнаядеятельность;

конструктивная художественная деятельность

 

 

 

Программа АООП УО (ИН)-1

Русский язык

 

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с

 

 

 

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабочая программа реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.

Общей целью является: приобретение практических навыков устной и письменной речи; формирование основных орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса к родному языку.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. 

Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Чтение 

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Адаптированная рабочая программа реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.

Основная цель прохождения данного курса:

-плавное чтение по слогам;

-формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Речевая практика

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

Преподавание предмета «Речевая практика» реализуется по программе А.К. Аксѐнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. – СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.            

Основная цель прохождения данного курса: развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для

 

 

 

осуществления общения с окружающими людьми. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Математика

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся            с            умственной            отстало-

стью(интеллектуальными нарушениями)и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель прохождения данного курса: заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Мир природы и человека

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа учебного предмета «Мир природы и человека» составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой. 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты

 

 

 

изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Музыка

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы под редакцией В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» «Просвещение» 2013г. Рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. 

Целью учебного курса «Музыка» является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. 

Рабочая программа включает в себя основные виды и методы организации учебного процесса, указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Изобразительное искусство

1-2

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г.

Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

В программе выделены основные технологии, методы, формы обучения; выделены межпредметные связи; указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; опре-

 

 

 

делены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Физическая культура

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Преподавание предмета «физическая культура» разработана основе примерной программы под редакцией В.В. Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» М..: «Просвещение» 2013 год., авторы В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой, Москва, «Просвещение» рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 04 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2008.

Цель учебного курса «физическая культура»: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Ручной труд

1-2

Рабочая программа по трудовому обучению является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В.В. Воронковой, 2013 г. 

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последую-

 

 

 

щему профильному обучению в старших классах.

Целью данной программы является:

-                 воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

-                 уважение к людям труда; 

-                 получение элементарных знаний по видам труда. В программе выделены основные технологии, методы, формы обучения; выделены межпредметные связи; указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Коррекционно-развивающая область

Логопедические занятия

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), которая составлена на основе авторской педагогической разработки адаптированной программы «Детская риторика в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе» для учащихся с легкой умственной отсталостью по предмету «Логопедическая коррекция», разработанной педагогом-дефектологом Кулешовой Е.Г., утвержденной городским экспертным советом по инновационной деятельности от 17.05.2007г. 

Основная цель прохождения данного курса: создание условий для развития коммуникативных форм общения и поведения успешно влияющих на социальную адаптацию и реабилитацию детей с проблемами в развитии.

В структуре курса логопедические занятия выделены два смысловых блока: общение, речевые жанры.

В рабочей программе, указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1-2

Рабочая программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» (далее рабочая программа) составлена на основе скорректированной программы для детей с лѐгкой умственной отсталостью «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» (на основе практических материалов Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой), автор: педагог-психолог СКШ VIII вида г. Усть-Илимска Баюкова Е. А., 2011 г. 

Основная цель прохождения данного курса: расширить у детей знания и представления об окружающем мире с помощью сенсорных эталонов.

Содержание рабочей программы раскрывает ос-

 

 

 

новные подходы к сенсорному развитию детей младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению. В рабочей программе указаны два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный (минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью), программа формирования базовых учебных действий, развитие жизненных компетенций. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. 

Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Ритмика

1-2

Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (1 вариант). Составлена на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ под редакцией В.В. Воронковой., Москва, Просвещение, 2013г., рекомендованной министерством общего и профессионального образования РФ.

Цель программы: коррекция недостатков развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.

В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты изучения; определены БУД. Отмечено, что в 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Программа АООП УО (ИН)-2

Речь и альтернативная коммуника-

ция

1-2

Рабочая программа по предмету речь и альтернативная коммуникация составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Математические представления

1-2

Рабочая программа по предмету математические представления составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).  

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

 

Окружающий природный  мир

1-2

Рабочая программа по предмету окружающий природный  мир составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).

       Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Человек

1-2

Рабочая программа по предмету человек составлена в соответствии с АООП-1 УО (ИН).

       Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Окружающий социальный мир

1-2

Рабочая программа по предмету окружающий социальный мир  составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).

       Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Музыка и движение

1-2

Рабочая программа по предмету музыка и движение  составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).        Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Изобразительная деятельность

1-2

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН). Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

 

Адаптивная физкультура

1-2

Рабочая программа по адаптивной физкультуре  составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).        Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Профильный труд

1-2

Рабочая программа по профильному труду составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).  

      Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Коррекционно-развивающие занятия

1-2

Рабочая программа по коррекционноразвивающим занятиям составлена в соответствии с АООП-2 УО (ИН).

       Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, описание учебнометодического обеспечения

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Русский язык

(Письмо и развитие речи)

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                      

Главным принципом, организующим все рабочие программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Русский язык в младших классах включает следующие разделы и соответствующие программы: чтение (2-4 классы), письмо (2-4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (2-4 классы). 

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения.

В программах прописана значимость дифференцированного подхода к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени выра-

 

 

 

женности. Программы по грамматике, правописанию и развитию речи включают следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программ определяется уровень требований, учитывающий интеллектуальные и возрастные возможности обучающихся.

Математика

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                       

Рабочие программы по математике в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлены на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В. Эк, Т.В. Алышевой, А.А. Хилько.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию и коррекции познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Программы по математике носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью, готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учат использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. К концу четвертого класса обучающиеся должны уметь:

-                     выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-                     определять время по часам;

-                     решать и составлять простые арифметические задачи в два действия;

-                     чертить прямоугольник, квадрат с помощью чертежного угольника;

-                     уметь пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения как произведения, так и частного. 

В рабочих программах прописаны те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем для обучающихся, которые в силу особых психофизических нарушений усваивают программный материал не в полном объеме.

Чтение и развитие речи

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                       

Основная цель прохождения данной дисциплины: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

 

 

 

В рабочих программах на каждый год обучения представлена примерная тематика литературных произведений, определен уровень требований к технике чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся постепенно овладевают правильным, полным, последовательным пересказом литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

В учебном плане на изучение курса «Чтение и развитие речи» отводится в 1 классе – 5 часов; 2 класс – 5 часов; 3 класс – 5 часов; 4 класс – 4 часа.

Развитие устной речи на основе

ознакомления с

предметами и явлениями окружающей действительности

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                      

Рабочие программы по Окружающему миру (развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности) в начальных классах специальной (коррекционной) школы  VIII вида составлены на основе авторской программы В.В. Воронковой.

Рабочие программы по этому учебному предмету имеют интегративный характер. В программе отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

В программе полностью сохранѐн принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.

Изобразительное искусство

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                       

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы И.А. Грошенкова. Она разработана в целях конкретизации содержания программы, учитывает индивидуальные, возрастные возможности обучающихся, логику учебного и коррекционно-развивающего процесса в школе.

В программе представлено единство учебных, коррекционно-развивающих и творческих задач. Правильное их взаимодействие дает возможность эффективно влиять на формирование изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам дисциплины, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности обучающихся.

 

 

Трудовое обучение

3-4

Рабочие программы составлены на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.                                                                      

Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе авторских программ 1 – 4 классы – В.В. Воронковой, 4 класс – С.Л. Мирского.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.

Рабочие программы по трудовому обучению носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами: чтением и развитием речи, рисованием, математикой.

Предусмотрены следующие виды труда: 

-  работа с природным материалом;

-  работа с пластилином;

-  работа с бумагой и картоном;

-  работа с металлоконструктором и проволокой;

-  работа с текстильными материалами.

 

Музыка и пение

3-4

Рабочая программа составлена на основе:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. 

Целью музыкального и музыкальноритмического воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, коррекция недостатков психического и физического развития.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений, для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Музыкально-эстетическая деятельность обучающихся предполагает развитие у детей умения слушать музыку, слухоречевого координирования, точности интонирования, умения чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умения различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, развитие исполнительских навыков в пении, которые способствуют общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Русский язык

(Письмо и развитие речи)

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1 

 

 

 

 

На первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем:

-  «Звуки-буквы»;

-  «Слово. Состав слова»; 

-  «Части речи»; 

-  «Предложение»;

-  «Развитие связной речи». 

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению.

Этот раздел включен в программу всех лет обучения.

 

 

 

На занятиях формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В программе предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

8 классе – 3 часа в неделю;

9 классе – 3 часа в неделю.

Чтение

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1 

Рабочие программы по чтению в 8-9 классах составлены на основе авторской программы В.В. Воронковой, предназначены для развития речи обучающихся с нарушением интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Развитие техники чтения осуществляется поэтап но. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

8 классе – 3 часа в неделю;

9 классе – 3 часа в неделю.

 

 

Математика

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

 

 

 

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.

В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами.

В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Примерные основные требования к знаниям и умениям обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения:

Учащиеся должны знать:

ü  таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

ü  табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

ü  названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;

ü  числовой ряд чисел в пределах 1 000 000.

ü  дроби обыкновенные и десятичные, их получение, запись, чтение;

ü  геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников.

ü  название геометрических тел.

Учащиеся должны уметь:

ü  выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие в пределах 1000 устно;

ü  выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000.

ü  выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

ü  складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения

 

 

 

стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (лѐгкие случаи); 

ü  находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или процен-

ту;

ü  решать все простые задачи в соответствии с программой, составные задачи в 2-4 арифметических действия;

ü  вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

ü  различать геометрические фигуры и тела;

ü  строить с помощью линейки, чертѐжного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии. 

История Отечества

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1 Рабочие программы по Истории Отечества (8, 9 кл.) составлены на основе авторской программы О.И. Бородина, В.М. Мозгового, Л.С. Сековец.

Рабочие программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Программы направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события и  выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется  уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.

Фактический исторический материал, изучаемый в  8, 9 классах, охватывает период с XV до начала XXI века. Учебный материал помогает обучающимся представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциа-

 

 

 

лом.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

 

Обществознание

8, 9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1 

Рабочие программы для 8-9 классов составлены на основе авторских программ В.М. Мозгового, В.В.Воронковой.

Курс направлен на формирование политикоправовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья.

Цель курсов – создать условия для социальной адаптации учащихся, сформировать понятие о правовых обязанностях, необходимости соблюдать законы государства; умение пользоваться на основе полученных знаний своими гражданскими правами. Обучающиеся должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Учитывая то, что для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии важно знание нравственных и правовых норм жизни в обществе, в содержание курсов обществознания 8, 9 кл. включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

Рабочие программы для 8, 9 классов учитывают особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, направлены

 

 

 

на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания обучающиеся должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Основным принципом преподавания обществознания является принцип коррекции, поэтому главное внимание уделяется исправлению средствами предмета имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Кроме того сохраняются все основные принципы преподавания общественных предметов в коррекционной школе VIII вида: воспитывающей и развивающей направленности, научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода.

Большое внимание в ходе реализации программы уделяется практической деятельности обучающихся, включающей составление опорных таблиц, схем, конспектов, заявлений. Организуется работа с текстом Конституции РФ, ознакомление с Федеральными законами России. Такая направленность способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию.

На уроках проводится индивидуальная и групповая работа.

В качестве наглядности используются видеоматериалы, презентации. В обучающих целях - раздаточный материал.

Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения, а также путѐм индивидуального и фронтального опроса.

Календарно-тематическое планирование (8,9 кл.) рассчитано на 34 часа (каждый курс).

 

 

 

 

родоведения способствует дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2015-20166учебный год.

География

6-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.  Сб. 1.

Рабочая программа по географии разработана на основе авторской программой Т.М. Лифановой с учѐтом особенностей познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. На изучение географии отводится 2 часа в неделю в каждом классе, 66 часов в год.

География как учебный предмет в коррекционной школе включает следующие разделы: «Начальный курс физической географии» (6 класс68ч.), «География России» (7 класс- 68ч.), «География материков и океанов» (8 класс – 68 ч., 9 класс – 66 ч.). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных народов, с правилами поведения в природе.

Основной целью рабочей программы является создание условий для расширения кругозора учащихся и  коррекции недостатков их интеллектуального развития при изучении географии.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

 

Биология

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.  Сб. 1

.Рабочая программа по биологии разработана на основе авторской программой В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевырѐвой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой с учѐтом особенностей познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе.

Биология как учебный предмет в коррекционной школе включает следующие разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По

 

 

 

этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Целью рабочей программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

 

Профессиональнотрудовое обучение 

(столярное дело)

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012-Сб. 2.

Цель программы – профориентация учащихся с интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению в колледжи соответствующего типа и профиля.По окончании  9 класса проводится итоговая аттестация учащихся в форме экзамена, включающего теоретическую и практическую часть.

На изучение программного материала отводится следующее количество часов: 

8        класс – 8ч. в неделю;

9        класс – 10 ч. в неделю.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются практические и контрольные работы, а также различные развивающие упражнения.

В процессе обучения столярному делу учащиеся знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими операциями: пилением, строганием, сверлением древесины, приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять отделочные материалы, овладевают навыками  выполнения трудовых операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому воспитанию.

Для успешного обучения по данной программе в учреждении имеются хорошо оснащенная столярная мастерская, разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

 

Профессиональнотрудовое обучение (швейное дело)

 

9

 

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. –Сб.2.

Цель курса: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению швейных операций.

Программа 9 класса предусматривает пошив женской и детской одежды.

На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

9 класс – 10 часов в неделю. 

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Социально-

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

 

бытовая

ориентировка

(СБО)

 

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 – Сб. 1.

 Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.

 

Физкультура

3-4

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. Сб. 1. Рабочая программа по физической культуре разработана на основе программы: В.М. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового. Разнородность состава обучающихся начальных классов по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: – коррекция и компенсация нарушений физического развития; – развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

-формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; –развитие у обучающихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре.

Содержание программного материала состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса – пионербол.

Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Физкультура

8-9

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы.  Под ред.В.В. Ворон-

 

 

ковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012– Сб. 1. Рабочая программа по физической культуре разработана на основе программы: В.М. Мозгового.

В программе старших классов  предусмотрены задания на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени).

В программу включены следующие разделы: гимнастика; акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры. При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возмож- ностей.

Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарногигиенических требований.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю в 5-9 классах.

Ритмика

1-4

Рабочая программа по ритмике разработана на основе программы: А.А. Айдарбековой.

Уроки ритмики способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Рабочая программа состоит из следующих разделов: - упражнения на ориентировку в пространстве; - ритмико-гимнастические упражнения с детскими музыкальными инструментами;

-  игры под музыку;

-  танцевальные упражнения.

В программе описано содержание каждого раздела, систематизированы виды упражнений, определен объем. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы.

На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

1  класс – 1 час в неделю;

2  класс – 1 час в неделю;

3  класс – 1 час в неделю;

4  класс – 1 час в неделю.

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей